Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Недавно мне дали книгу «Чему на самом деле учит Библия?» В ней есть глава, которая называется: «Бог желает, чтобы мы с Ним познакомились». С чего обычно начинается знакомство? Как правило, люди называют друг другу свои имена. А есть ли имя у Бога?

В этой книге написано: многие верующие считают, что Его зовут Бог или Господь. Однако это не имена. Это титулы, как царь или президент. Из Библии видно, что у Бога много титулов. Бог и Господь – лишь некоторые из них. Библия учит, что у Него есть личное имя – Иегова (Исх. 15:3). А я, изучая Библию, находила, что имя Бога – Саваоф (Ис. 8:13; 9:7; 44:6; 47:4; Иер. 10:16; 32:18; 48:15; 50:34; Мал. 2:2 и др.). В книге пророка Осии написано: «...Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) – имя Его» (12:5).

У каждого человека на земле есть своё имя, и когда мы к нему обращаемся, то называем по имени. Пророк Малахия предостерегал: «...Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца» (2:2). Так какое же имя у Бога? И почему сказано: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем „Бог Всемогущий“, а с именем Моим „Господь“ не открылся им...» (Исх. 6:3)?

Мне кажется, что у многих возникают эти вопросы, и, если можно, ответьте, пожалуйста, через «Христианскую газету». Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.

Галина ЖУЧКОВА, г. Павловский Посад Московской области, Россия

 

Уважаемая сестра Галина, я полностью согласен с вами, что у многих сегодня возникают эти вопросы. Мне, как пастору, часто приходится обращать внимание на то, что означают имена Бога, что значит знать имя Бога и как воздавать славу Его имени.

Чтобы понять вопрос об именах Бога, его нужно рассматривать в контексте древней истории. Теперь наше отношение к имени иное, чем было в древности. Когда мы сегодня даём имена нашим детям, мы часто не задумываемся о том, что они означают. В основном, даём имена, наследуя известных нам людей или просто потому, что нам это имя нравится. Но когда давали имя в древности, почти всегда была причина, почему люди выбирали то или иное имя. Имя могло соответствовать ситуации, при которой происходило рождение, или выражало характер рожденного, его предназначение в жизни, надежду, которую люди возлагали на человека. В имени могло отразиться душевное состояние семьи или общества в то время. Поэтому некоторые люди имели два имени, а если имя не соответствовало жизненной ситуации, тогда даже меняли имя.

Приведу несколько примеров из библейской истории. Имя, которым названа первая женщина (Ева), значит «жизнь», «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Её первого сына назвали Каин, потому что, как сказала Ева, «приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Когда Рахиль в страданиях родила второго сына и, умирая, назвала его Бенони, что значит «сын моего несчастья», Иаков изменил его имя и назвал Вениамином, что значит «сын счастья» (Быт. 35:18). А вот что сказала Авигея Давиду об имени своего мужа: «Пусть господин мой не обращает внимание на этого злого человека, на Навала; ибо, каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумие его с ним» (Навал означает «безумный» – 1 Цар. 25:25).

В связи с некоторыми обстоятельствами были изменены имена многим людям: Аврам стал Авраамом (Быт. 17:5), Иаков – Израилем (Быт. 32:28), что свидетельствовало о новой ситуации в жизни. Такое же отношение к имени мы встречаем и в Новом Завете. Один из учеников Иисуса Христа имел имя Иосия, что значит «Господь укрепит». Но, видя его характер, апостолы дали ему другое имя – Варнава, что значит «сын утешения» (Деян. 4:36-37). Мы знаем, что он умел утешать и поддерживать людей. С новыми именами вошли в историю апостолы Павел и Пётр. Да и имя Спасителю – Иисус – дано не просто так. «...Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Как видим, имя в древности имело очень большое значение, намного больше, чем сегодня. И библейское выражение «знать имя», «славить имя» или «призывать имя» значит больше, чем просто знать и называть по имени. Это значит узнать человека лично, познать его характер, иметь близкие отношения с ним, возвеличивать его как личность, прославлять его действия, а не только имя.

Для примера возьмём выражение: «И будет: всякий кто призовёт имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). При поверхностном чтении можно сделать вывод, что нужно только назвать имя Господа – и получим спасение! Но это не так. Ведь слова Христа предостерегают: «Не всякий, говорящий мне „Господи! Господи!“ войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Призвать имя Господа – значить поверить в Него. А живая вера в Бога всегда проявляется в нашей жизни в делах, которые обязательно соответствуют учению Христа и заповедям Господним. Такое же значение слов пророка Малахии, которые вы вспоминаете в своём вопросе. В этих словах пророк Малахия призывает воздавать славу имени Господа, и это не просто называть слово, – нужно делами чтить Бога, верно служить Ему, быть послушным Его повелениям. И, читая следующие стихи второй главы книги пророка Малахии, мы видим, в чём была проблема людей того времени: «Но вы уклонились от пути сего... Вероломно поступает Иуда и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме... Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: чем прогневляем мы Его? Тем, что говорите: всякий делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит, или: где Бог правосудия?». Иными словами чтить имя Господа – значит жить жизнью, достойной имени христианина, а не просто устами называть Его имя.

Действительно, вы правы: в Священном Писании указано много имен, которые имеет Бог. Все они характеризируют Бога, открывают Его характер, силу, Его действия во Вселенной. Через Свои имена Бог являет ту или иную сторону Своей личности, тот или иной образ Своего дела спасения. Кто-то называет их титулами или другими словами. Но писатели Священного Писания, движимые Святым Духом, называют их именами. Давайте и мы будем следовать их примеру. К Богу нельзя относиться, как к простому человеку, и все отношения между людьми нельзя переносить на наши отношения с Богом. Бог – не человек.

На некоторые имена обратим более пристальное внимание. Имя Господь, которое употребляется по отношению к Богу, происходит от еврейского «адон», что значит «господин, властелин». Это имя говорит нам о том, что Бог является Властелином нашей Земли и нас с вами.

Имя Саваоф, которое часто встречаем в Писаниях, происходит от еврейского «цеваот» – «руководитель войска, Бог сил». Это имя подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках Которого находится судьба мира.

Обратите внимание на стих из книги пророка Исаии: «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святой имя Его...» (57:15). Здесь Бог характеризуется ещё одним именем – Святой, это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного. Святость ассоциируется с чистотой и непорочностью, что противоположно греховности и несовершенству.

В Священных Писаниях встречаются и другие имена по отношению к Богу: Всевышний, что указывает на Его возвышенное положение, Всемогущий (Исх. 6:3), для Которого нет ничего невозможного, и Он является источником всех благословений. Чтобы показать Свою близость к человечеству, Бог открывается людям как Отец (Втор. 32:6; Ис. 63:16; Мал. 2:10). Чтобы мы могли хорошо понимать деяния Бога в нашем спасении, Он открывается нам под именем Искупитель: «Ты, Господи, – Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш» (Ис. 63:16).

Имя Иегова, которое употребляется наиболее часто, также имеет определённое значение, которое говорит нам об особенных качествах Бога. Это имя значит «Тот, Кто был, есть и будет» и «Тот, Кто давал и даёт жизнь». Интересна история этого имени. Сегодня никто даже не знает, как правильно его произносить, – Иегова или Яхве. Дело в том, что старозаветные Писания написаны на древнееврейском языке, в котором писались только согласные буквы. Из-за опасения нарушить третью заповедь, которая говорит о том, чтобы не произносить напрасно имя Божие, евреи никогда не произносили его вслух, а заменяли словом «Господь». Позднее еврейский алфавит был дополнен гласными, и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова «Адонай» (Господь), так получили слово «Иегова». Как считает большинство исследователей, по правилам еврейской грамматики, это имя должно звучать как Яхве.

Ещё один очень важный момент, который нельзя опускать, когда мы рассуждаем об имени Иегова. Часто этим именем называется не только Бог Отец, но и Иисус Христос. Может быть, для некоторых читателей это будет новостью. Но это действительно так. Внимательно читайте пророчества из Ветхого Завета и их исполнение в жизни Христа, и вы сами убедитесь в этом. Приведу несколько примеров. Сначала пророчество из книги Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (в оригинале – Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему...» (40:3). И исполнение: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: „глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“» (Матф. 3:3). Как видим, имя Иегова из Ветхого Завета относится к Иисусу Христу в Новом Завете. Ещё один пример. В книге Исаии описывается видение славы Иеговы: «В год смерти царя Озии видел я Господа (в оригинале – Иегову), сидящего на престоле высоком и превознесенном...» (6:1). Читая эту историю дальше, мы узнаем, что в это время пророк получил задание сказать людям: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (ст.10). В Евангелии от Иоанна читаем об исполнении этого пророчества, о ком здесь идёт речь и чью славу видел пророк Исаия: «...Не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём» (Иоан. 12:39-41). Обратите внимание: пророк Исаия видел славу Иеговы и говорил о Христе. Простой вывод: имя Иегова относится также ко Христу.

И таких примеров можно привести множество. В Евангелии от Иоанна читаем разговор между Христом и иудеям. Из него иудеям становится ясно, что Христос больше Авраама, но принять Его они не захотели. Вот заключительные слова Христа: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Это выражение соответствует тому имени, с которым Бог открылся Моисею: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова)» (Исх. 3:14). Мы уже говорили, что слово Иегова значит «вечно пребывающий, дающий жизнь». Это полностью соответствует бытию и деятельности Иисуса Христа, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Христос принимал участие в творении Вселенной: «...Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1:16).

Во время земной жизни, Христос многому учил Своих учеников. Однажды, по их просьбе, дал им пример, как правильно молиться. Обратите внимание на то, какими словами начинается молитва. Когда мы к кому-то обращаемся, то, в первую очередь, называем человека по имени. Но Христос выбрал особенное имя, которое говорит о близости Бога к человеку: «Отче наш, сущий на небесах!» (Луки 11:1-2). К Богу мы можем обращаться, призывая любое из имён, которым Он назван в Священном Писании. Кем для нас является Бог и в чём мы наиболее нуждаемся в данное время, с таким именем мы можем обратиться к Нему. Кстати, в молитве «Отче наш», которая является образцом для всех христиан, мы не встречаем обращения по имени Иегова.

В последнее время появляется много разных толкований Священных Писаний. Так называемые «исследователи» берут во внимание только один эпизод из жизни того или иного человека, одну фразу из Писания или учения Христа и развивают свою идею, не принимая во внимание ни исторического аспекта, ни того, что об этом вопросе сказано в других текстах Священного Писания. И тогда получается, что люди заостряют внимание на одном аспекте, но не исследуют более важные моменты в служении Господа людям. Обетование для всех христиан: «Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину...» (Иоан. 16:13).

Итак, имена, которыми Бог назван в Священном Писании разные, через них открывается сущность и характер Бога. Каждое из этих имён раскрывают какую-то особенность Бога. И мы, творение Божие, должны славить Бога за каждое Его имя. Но славить не только устами, но и всей жизнью. Желаю вам познать всю полноту истины.

Пастор Мирон ВОВК, Международная христианская газета


НА ОДНОМ САЙТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПИРАМИД ПОСТРОЕНЫХ ПО ПРИНЦИПУ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ"( НАПРИМЕР: ЭНЕРГЕТИКА ПИРАМИДЫ ПОМОГАЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ В РЕАЛЬНОСТИ(УСИЛИВАЕТ ЖЕЛАНИЕ) ТЕ МЫСЛИ И ИДЕИ КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕННЫ В СТОРОНУ ДОБРА РАДОСТИ И ЛЮБВИ, И БЛОКИРУЕТ ОТРИДЦАТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ СКЛОНЯЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПОЗИТИВНУЮ СТОРОНУ. ПОМОГАЕТ ВОССТАНОВИТЬ ГАРМОНИЮ ВО ВСЕМ НОРМАЛИЗУЕТ ПРОЦ В ОРГАНИЗМЕ, СОН,И ТД...) ЕСЛИ Я ПОСТРОЮ И ПОСТАВЛЮ ТАКУЮ ПИРАМИДУ У СЕБЯ В КОМНАТЕ, НЕБУДЕТ-ЛИ ЯВЛЯТЬСЯ ЭТА ПИРАМИДА МОИМ ИДОЛОМ ПЕРЕД БОГОМ? 

Виктор (орфография авторская)

Мир Вам!
Спасибо Вам, Виктор, за письмо.

В окрестностях Осташкова построена 22-метровая пирамида Голода (фамилия создателя). Местных жителей даже не спрашивали о согласии на стройку. Но твердо гарантировали улучшение экологии и все такое хорошее, благодаря особым энергетическим свойствам пирамиды.
В местной газете «Селигер» была, помнится, статья священника о.Александра о тщетности этой затеи, над которой смеются даже куры на соседней птицеферме.
Прошли годы, обещанных улучшений не наблюдается. Потому как они приходят не от постройки пирамид. Бог говорит об исцелении земли в таком вот случае: «Если … смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Паралипоменон 7:13).

О Вашем вопросе: не будет ли построенная Вами пирамида идолом перед Богом – скажу Вам, что да, это будет идол. Идол – это то, что заменяет нам Господа. На что ( на кого) мы уповаем более, чем на Бога.
Что касается добрых и плохих мыслей, то Библия не представляет нам картину развития человека, как преодоление отрицательных мыслей положительными. Описывая суть человеческой души, апостол Павел пишет: « …нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Римлянам 3 гл.).
Сравнивая с сорняками, можно сказать, что плохие мысли – это только листочки. Обрывая их, результата не добьемся. Нужно вытащить сам корень. Что и делает Бог, когда мы приходим к нему как грешники, с раскаянием и сокрушением сердца.
Христос не просто посылает добрые мысли, но Он Сам приходит в нашу жизнь, в наше сердце, как Источник Любви. Да, Он дает совершенно иной взгляд на окружающий мир. И это уже не борьба добра и зла, а победа Любви.
Пирамида, энергетика и прочее – попытка гордости человеческой обойтись без помощи Божией в спасении своей души. Что обречено на провал.
Да даст Вам Господь мудрости!

пастор Михаил


Подобный вопрос задают довольно часто. Чем отличаются вера и религия? Верующий и религиозный человек - это одно и тоже? Да и в беседах не раз встречается подмена понятий. Предлагаем вашему вниманию главу из книги священника Александа Борисова, в которой, на наш взгляд, даются вполне исчерпывающие разъяснения.

"Эти два понятия нередко смешивают, воспринимая их чуть ли не как синонимы. Между тем разница между ними весьма существенна, и различение их совершенно необходимо.Общее между ними то, что и религия, и вера обращены к духовному невидимому миру. Однако они не идентичны, а, скорее, соотносятся друг с другом как форма и содержание. В Библии мы вообще не встретим слова "религия", поскольку само это понятие принадлежит римской культуре, сложившейся в условиях Римской империи, где существовало великое множество всевозможных культов - религий.

Само слово "религия" происходит от латинского "религаре" - "связывать" и, таким образом, подразумевает определенную систему действий, культ, связывающий человека, принадлежащего к этому, видимому миру, с миром невидимым, духовным. Отсутствие в Библии слова "религия" не означает, что у древних евреев не было культа. В книгах Левит, Второзаконие и других мы встретим немало указаний относительно жертвоприношений, праздников и т. д. Однако в центре внимания Библии в целом стоит вера. Внешнее выражение веры, культ, встречает довольно сдержанное, отношение у пророков - религиозных учителей Израиля. В их речах и книгах постоянно подчеркивается преимущественное значение добродетельной жизни по сравнению с исполнением ритуалов. Многочисленные жертвы и пышные церемонии нередко даже осуждались, как вопиющее нечестие и лицемерие перед Богом, если за ними не стояли милосердие и справедливость в повседневной жизни.Участие в других, языческих культах осуждалось как вообще крайнее нечестие, как наибольший грех. В этом отношении нетерпимость израильского общества не идет ни в какое сравнение с относительной терпимостью, вернее, религиозным индифферентизмом Рима, в котором допускались практически любые культы, лишь бы они соглашались включить в себя также культ императора. Понятно, что в древнем Израиле, где не допускалось существование других религий, само это понятие - религия - не формируется как нечто отдельное, речь идет лишь о вере и о внешних ее выражениях: жертвоприношениях, обрядах очищения, праздниках и т. п.

Можно сказать, что вся Библия - книга именно о вере. Именно вера в Бога Авраама, Исаака и Иакова проходит через века и судьбы народов, читающих или слушающих эту книгу, в то время как внешнее выражение этой веры, культ многократно изменялись, причем самым радикальным образом. В Послании к Евреям даже встречаем формулировку, что такое вера: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." (Евр. 11,1)

С понятием веры очень близко соприкасается, разъясняя его, представление о надежде: "Ибо мы спасены в надежде, Надежда же, когда видит, не есть надежда, Ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении." (Рим. 8:24-25)

1. Вера первична по отношению к религии

Вначале всегда возникает чувство некоего призыва со стороны Бога, и лишь после этого следует какое-то религиозное действие как форма, в которой мы выражаем наше отношение к Богу. Эта форма не всегда может быть удачной, адекватной нашему внутреннему чувству. Призыв же может быть столь велик и значителен, что дает начало целым эпохам, изменяет судьбы тысяч и миллионов людей, сила этого импульса может простираться через века. Но и в жизни простых, людей каким-то религиозным действиям всегда предшествует акт веры. Даже в тех крещениях младенцев, о которых мы рассказывали во второй главе. Прежде чем принести ребенка в храм, мать и отец имеют какую-то, пусть очень смутную, но все-таки веру или надежду - "что-то есть". И по своей этой вере они совершают свое религиозное действие - несут ребенка в храм для совершения крещения.

2. Вера своим "источником" всегда имеет внутренний импульс, который может быть назван откровением. Под воздействием тех или иных обстоятельств или даже без всякой видимой причины в душе человека рождается качественно новое убеждение, идея, желание. Оно не может быть объяснено рационально. Человек вполне, отличает его от обычных своих мыслей и желаний. Оно происходит как бы не от нас. Религия - результат человеческого творчества, во всяком случае по большей части, особенно если речь идет о создании заново каких-либо ритуалов, религиозных гимнов, изображений. Здесь всегда доминирует уже имеющаяся культура, скорее подражание, переработка, чем создание качественно нового.

3. Вера есть всегда очень личное состояние - личное решение, выбор, доверие кому-то или чему-то. Религия - действие чаще всего общественное, социальное. Человек здесь с необходимостью вынужден мириться с тем, что есть, хотя многое ему не вполне понятно или не очень-то устраивает. Личное здесь существенно умаляется и приносится как бы в жертву общественному действию, ритуалу.

4. Вера есть внутреннее решение, которое производит адекватные изменения в личности человека. Иными словами, есть прямое соответствие между уровнем веры и уровнем ее влияния на личность человека. Не может быть глубокой веры без соответственно глубокого ее осознания и глубокого влияния на всю жизнь данного человека. И наоборот, слабая вера, остающаяся на уровне туманного "что-то есть", соответственно не производит заметных изменений в личности и жизни человека. Поэтому вера - очень специфична: мироощущение верующего христианина будет сильно отличаться от мироощущения буддиста, магометанина или атеиста. Напротив, религия может не затрагивать самых существенных сторон личности. Человек может быть очень религиозным в том смысле, что он регулярно посещает храм, знает и любит обряды, пение, вообще все связанное с культом, и при этом основные свойства его личности будут мало отличаться от личных качеств людей не исповедающих никакой религии.

Это, по-видимому, объясняется тем, что само по себе религиозное чувство не специфично. Оно представляет собой ощущение священной инаковости, непохожести священного на мирское, профанное. У некоторых людей даже имеется какая-то особая любовь, тяга к "священному". Любая необычность в пейзаже, форме здания, во внутреннем убранстве, особенно когда мы заранее знаем, что это связано с культом (не обязательно христианским), вызывает в человеке религиозное чувство, даже восторг. И в этом, повторяем, нет ничего специфически христианского. Уверен, что храм Зевса с огромной прекрасной статуей, многочисленными стройными колоннами или высеченные в скалах колоссальные египетские храмы у любого человека вызывали бы священный трепет. При этом, как ни странно, вера людей, очень любящих "священное", нередко может оставаться на самом языческом уровне. Одновременно чисто "религиозная", храмовая ревность может даже усиливаться как бессознательная компенсация отсутствия подлинной жизни в вере. ("Что же, что я не делаю того-то и того-то. Человек слаб. И, в конце концов, все так поступают. Зато я ревностен в служении, не пропущу ни одной стихиры, вычитываю все положенные акафисты и каноны...").

Указанные четыре отличия веры от религии последовательно связаны между собой. Автор не претендует на исчерпывающее описание этих различий, важно, однако, подчеркнуть, что последнее из них, заключающееся в степени влияния на личность человека, является, в конце концов, самым решающим. Именно трагическим несоответствием между религией и верой людей объясняются столь многочисленные печальные страницы христианской истории: крестовые походы, инквизиция, религиозные войны, гонения на евреев, косность и фарисейство церковных должностных лиц, словом, все нехристианское, что было и есть в христианских Церквах.

Свящ. Александр Борисов.
"Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви"